Закупки для государственных и муниципальных нужд, государственный и муниципальный контракт

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНТРАКТАХ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Для обеспечения потребностей Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и бюджетных учреждений в получении товаров, выполнении работ, оказании услуг заключаются контракты по результатам проведения специальной процедуры - осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - осуществление закупок). Данная процедура регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и другими нормативными правовыми актами.
Закон N 44-ФЗ регулирует порядок заключения указанными субъектами договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, приобретение недвижимого имущества, а также аренда имущества (пп. 3 ч. 1 ст. 1 названного Закона). Данный Закон не регулирует порядок заключения иных видов договоров, установленных Гражданским кодексом РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ этот нормативный правовой акт также регулирует следующие отношения:
- планирование закупок товаров, работ, услуг;
- определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- особенности исполнения контрактов;
- мониторинг закупок товаров, работ, услуг;
- аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- контроль в сфере закупок.
В зависимости от того, нужды какого участника гражданско-правовых отношений удовлетворяются заключением договора, различают государственный и муниципальный контракт.
Государственный контракт - гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъекта РФ для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, заключаемый от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Термин "гражданско-правовой договор бюджетного учреждения" в названном Законе не используется. В силу п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ все гражданско-правовые договоры на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, заключенные бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (в определенных законом случаях), именуются контрактами.

Поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в отсутствие государственного (муниципального) контракта
В отсутствие контракта, который заключен с соблюдением порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ, фактическая поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг не подлежат оплате.
Соответствующая позиция была выработана судами в период действия Закона N 94-ФЗ, в частности, при рассмотрении споров по взысканию в качестве неосновательного обогащения задолженности за подрядные работы, выполненные для государственных или муниципальных нужд (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 N 18045/12, от 04.06.2013 N 37/13).
Суды указывали, что в силу п. 4 ст. 1109 ГК РФ денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, не подлежат возврату как неосновательное обогащение, если приобретатель докажет, что лицо, которое требует возврата имущества, знало об отсутствии обязательства. Подрядчик, выполняющий работы для государственного (муниципального) заказчика, не может не знать, что он действует без заключения контракта, т.е. при очевидном отсутствии обязательства.
Данный подход подтвержден п. 7 Обзора судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165). Президиум ВАС РФ отметил, что в силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Взыскание неосновательного обогащения за фактически выполненные при отсутствии контракта работы открывало бы для недобросовестных исполнителей и государственных заказчиков возможность приобретать незаконные имущественные выгоды.
Таким образом, лицам, планирующим осуществлять поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг государственным и муниципальным заказчикам, не рекомендуется заключать с ними договоры в порядке, который отличается от предусмотренного Законом N 44-ФЗ. В частности, обязательным условием заключения государственного (муниципального) контракта является соблюдение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Внимание! До 1 января 2014 г. отношения, связанные с закупками товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Государственные и муниципальные контракты заключались по итогам проведения процедуры размещения заказа.
В силу ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ его нормы применяются к закупкам, извещения об осуществлении которых или приглашение принять участие в которых направлены после 1 января 2014 г. К заказам, отношения по размещению которых возникли до 1 января 2014 г., нормы данного Закона применяются в части прав и обязанностей, возникающих у сторон после указанной даты, если иное не предусмотрено ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
Минэкономразвития России и ФАС России высказано следующее мнение о заключении контракта или согласовании его заключения с единственным поставщиком, в случае когда размещение заказа признано несостоявшимся. Контракт заключается в соответствии с Законом N 94-ФЗ, если до 1 января 2014 г. на официальном сайте размещено извещение о размещении заказа или направлено приглашение принять участие в размещении заказа. Кроме того, в этом случае в соответствии с Законом N 94-ФЗ проводятся принятие решений о внесении изменений в документацию о размещении заказа, разъяснение положений о документации о торгах, осуществление допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определение победителя торгов, запроса котировок, контроль за соблюдением законодательства РФ о размещении заказов (письмо Минэкономразвития России от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 N АД/53811/13).
Заключенные до 1 января 2014 г. государственные и муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений, в соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, сохраняют свою силу.


1.1. СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА
Сторонами контрактов для удовлетворения государственных и муниципальных нужд являются:
- заказчики товаров, работ, услуг, осуществляющие закупки;
- поставщики (подрядчики, исполнители).
Заказчики товаров, работ, услуг
Заказчики могут быть государственными, муниципальными, либо в качестве заказчика может выступать бюджетное учреждение, осуществляющее закупки (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Под государственными заказчиками понимаются государственные органы (в том числе органы государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, действующие от имени РФ или субъекта РФ (п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
В качестве муниципальных заказчиков выступают муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципального образования (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
В качестве заказчика в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, могут выступать бюджетные учреждения.
Кроме того, в ряде случаев положения Закона N 44-ФЗ распространяются на автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и других лиц (ч. 4 - 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
В целях централизации закупок могут быть созданы уполномоченные органы, которые определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. На такие органы не могут быть возложены полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, например, о начальной (максимальной) цене контракта, и его подписанию (ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ). Однако в некоторых случаях на них могут быть дополнительно возложены полномочия по планированию закупок, заключению государственных контрактов, их исполнению, в том числе по приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, обеспечению их оплаты (ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Поставщики (подрядчики, исполнители)
Стороной, которая находится в правоотношениях с заказчиком по контракту, может выступать поставщик (если контракт заключается на поставку товаров), подрядчик или исполнитель при заключении контрактов соответственно на подрядные работы или оказание услуг.
Из системного толкования п. 4 ст. 3 и ст. 24 Закона N 44-ФЗ следует, что в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) может выступать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) определяется по итогам проведения соответствующей процедуры закупки. Заказчик может использовать конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), такие как конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, либо осуществить закупку у единственного поставщика (ст. 24 Закона N 44-ФЗ).


1.2. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, государственный (муниципальный) контракт представляет собой гражданско-правовой договор, к которому применяются нормы Гражданского кодекса РФ, в том числе общие положения гл. 9 ГК РФ о сделках.
В силу п. 1 ст. 161 ГК РФ государственный (муниципальный) контракт должен заключаться в простой письменной форме. В большинстве случаев государственный (муниципальный) контракт составляется в форме единого документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ, ст. ст. 54, 73, 83 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 2 - 7 ст. 70 Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона контракт заключается в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью каждой из сторон, посредством его размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Внимание! Порядок и срок ввода в эксплуатацию ЕИС определяются Правительством РФ. Из положений ст. 112 Закона N 44-ФЗ следует, что до момента ввода ЕИС в эксплуатацию информация, связанная с закупками, размещается на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru.
На основании ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) допускается заключать контракт в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок. Это положение касается следующих случаев:
- осуществляется закупка товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", или услуг центрального депозитария;
- общая сумма закупки не превышает 100 тыс. руб. с учетом ограничений в части совокупного годового объема закупок, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
- закупка проводится государственной или муниципальной образовательной организацией, государственным или муниципальным учреждением (из числа названных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. с ограничениями по годовому объему закупок, которые предусмотрены указанной нормой;
- заключается контракт для обеспечения деятельности объектов государственной охраны;
- оказываются услуги по водоотведению, водо-, тепло- и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа); подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам); хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
- заключается контракт на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
- заключается контракт на оказание услуг, которые связаны с обеспечением визитов лиц, перечисленных в п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
- заключается контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение этих мероприятий;
- осуществляется закупка на сумму не более 200 тыс. руб. лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии с учетом ограничений, установленных п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
- заключается договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
С учетом п. 2 ст. 124, п. 1 ст. 158, пп. 1 п. 1 ст. 161, п. 1 ст. 434 ГК РФ представляется, что в указанных случаях контракт необходимо заключать в простой письменной форме. Как следует из п. 2 ст. 434 ГК РФ, контракт может оформляться не только в виде единого документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами.

Заключение государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)

П. 4 ст. 93. Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрешает осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), где под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Сам порядок таких закупок регулируется Приказом Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 № 124 (в ред. от 15.06.2009) «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)», далее «Приказ № 124».

Приказ № 124, определяет процедуры согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Для получения согласования государственный или муниципальный заказчик, орган, уполномоченный на выполнение функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков (далее - заказчик), направляет в соответствии с требованиями настоящего Порядка письменное обращение, подписанное уполномоченным должностным лицом заказчика, при согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) - соответственно в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования).
 Обращение о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) должно содержать следующие сведения:
о признании несостоявшимся конкурса, аукциона или запроса котировок;
о незаключении государственного или муниципального контракта с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), либо с единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в аукционе либо который признан единственным участником аукциона (при наличии таких участников), либо при проведении открытого аукциона в электронной форме ни с одним из участников торгов в связи с их уклонением от подписания контракта;
о номере и дате публикации информации о размещении заказа в официальном печатном издании (если таковая требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов);
о номерах и датах размещения информации о размещении заказа на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов при размещении заказа посредством открытого конкурса, аукциона, запросов котировок либо реквизиты письма уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти о согласовании проведения закрытого конкурса (аукциона).
По результатам рассмотрения обращения соответствующий уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции в установленной сфере деятельности принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Такое решение оформляется письмом, которое направляется заказчику.

ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНТРАКТОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Из смысла ст. 1 Закона N 44-ФЗ следует, что потребности, составляющие государственные и муниципальные нужды, могут возникнуть в товарах, работах, услугах, приобретении и пользовании имуществом. Контракты заключаются соответственно:
- на поставку товаров;
- выполнение работ;
- оказание услуг;
- приобретение недвижимого имущества;
- аренду имущества.
Кроме того, Законом N 44-ФЗ предусмотрены особенности осуществления отдельных видов закупок, в частности закупок, по результатам которых заключается энергосервисный контракт (ст. 108 Закона N 44-ФЗ).


КОНТРАКТ НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд - это гражданско-правовой договор, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).
Условия, обязательные только для контрактов на поставку товаров
Контракт заключается на условиях, предусмотренных в том числе извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Условия, которые в случае проведения закупки товаров должны содержаться в документации и извещении, определены в ст. 33 и п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ соответственно. Заказчику необходимо включить их в проект контракта, поскольку в нем отражаются условия, на которых будет заключен контракт с победителем закупки.
К числу данных условий относятся:
1) требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
2) условие о соответствии товара изображению, если требование об этом установлено в документации. Изображение, позволяющее идентифицировать товар, рекомендуется оформить в виде приложения к контракту (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
3) требования к состоянию товара (новый или бывший в употреблении, в ремонте) (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
4) указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств, а при их отсутствии - химические, группировочные наименования, если контракт заключается на поставку лекарственных средств. Данное правило не применяется при определении поставщика лекарственных препаратов, контракт с которым заключается в соответствии со ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
5) требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантии качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также требование к осуществлению его монтажа и наладки (при наличии данного требования в технической документации на товар), если осуществляется закупка машин и оборудования (ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). В случае поставки новых машин и оборудования заказчик должен установить требования о предоставлении гарантии производителя товара и (или) поставщика и о сроке ее действия (ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
6) сведения о количестве и месте доставки товара (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
7) условие о сроке поставки товара (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Его следует включить в контракт еще и по той причине, что суд может признать данное условие существенным в силу ст. 506 ГК РФ. Аналогичной позиции придерживается Минфин России (Письмо от 22.04.2016 N 02-02-15/24252).
Если при закупке товаров какое-либо из обязательных условий в проекте контракта отсутствует либо сформулировано ненадлежащим образом
В этом случае должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности, если антимонопольный орган установит, что их действия содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Так, ФАС России признал нарушением п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ указание в проекте контракта на то, что срок выполнения работ определяется в приложении к контракту, причем заполнять приложение предполагалось на стадии подписания контракта с победителем аукциона (Решение ФАС России от 06.11.2014 по делу N К-1576/14). Представляется, что аналогичные последствия могут возникнуть и при проведении закупки товаров (например, если не согласован срок поставки товара, место его доставки и т.д.).


КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
 Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 N 563 утвержден порядок и основания заключения контрактов, предметом которых одновременно могут быть работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Данное Постановление вступает в силу с 01.07.2017 (за исключением п. 3). Данные изменения будут учтены в материале при его актуализации.

Государственный (муниципальный) контракт на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд - это гражданско-правовой договор, по которому подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному (муниципальному) заказчику, а последний обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ). Работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства могут одновременно быть предметом контракта. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливает Правительство РФ (ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Условия, обязательные только для контрактов
на выполнение подрядных работ для государственных
(муниципальных) нужд

Контракт заключается на условиях, предусмотренных в том числе извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Условия, которые в случае проведения закупки работ должны содержаться в документации и извещении, определены соответственно в ст. 33 и п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ. Заказчику необходимо включить их в проект контракта, поскольку в нем отражаются условия, на которых будет заключен контракт с победителем закупки (подробнее о составлении проекта контракта см. п. 1.3 настоящего материала).
К числу данных условий относятся:
- требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам работ (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
- место выполнения работы (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- срок завершения работы (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
Внимание! По мнению Минэкономразвития России, заказчик не может установить срок выполнения работ таким образом, что он относился бы к периоду, предшествующему дате заключения контракта (см. Письмо Минэкономразвития России от 09.04.2015 N Д28и-904). Данный подход обусловлен, вероятно, тем, что в силу п. 1 ст. 425 ГК РФ контракт становится обязательным для сторон только с момента его заключения. При этом предусмотренная Законом N 44-ФЗ процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта исключает возможность применения контракта к ранее возникшим отношениям. Подробнее об этом см. п. 1.6 настоящего материала.

Если при закупке работ какое-либо из обязательных условий в проекте контракта отсутствует или сформулировано ненадлежащим образом
В этом случае должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности, если антимонопольный орган установит, что их действия содержат признаки правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Так, ФАС России признал нарушением п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ указание в проекте контракта на то, что срок выполнения работ определяется в приложении к контракту, причем заполнять приложение предполагалось на стадии подписания контракта с победителем аукциона (см., например, Решение ФАС России от 06.11.2014 по делу N К-1576/14).
Условия, включаемые по усмотрению
заказчика в контракт на выполнение подрядных
работ для государственных (муниципальных) нужд

При закупке работ заказчик может быть заинтересован во включении в проект контракта и в контракт условий, которые предоставляют ему дополнительные права. В качестве примера можно привести следующие условия.
1. О возможности скорректировать согласованную смету.
В ходе исполнения контракта сторонам может потребоваться корректировка сметы на выполняемые работы без изменения цены контракта. Заказчик вправе предусмотреть возможность перераспределить стоимость отдельных статей сметного расчета и скорректировать стоимость отдельных конструктивных элементов при расчете за выполненные работы в пределах цены контракта (Письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-101).
Пример формулировки условия:
"При расчете за выполненные работы в пределах цены контракта может быть произведено перераспределение стоимости отдельных статей сметного расчета исходя из фактических затрат на их выполнение".
2. О возможности изменить предусмотренный контрактом объем работ.
При исполнении контракта заказчику может потребоваться увеличить или уменьшить предусмотренный контрактом объем работ. Руководствуясь пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Минэкономразвития России разъяснило, что увеличение или уменьшение объема работ по отдельным позициям локального сметного расчета допускается не более чем на 10 процентов исходя из установленной контрактом цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10 процентов. Возможность осуществить изменение объема работ в ходе исполнения контракта необходимо предусмотреть в документации о закупке (Письмо Минэкономразвития России от 18.08.2015 N Д28и-2497). Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ соответствующее условие должно быть включено и в контракт.
Пример формулировки условия:
"Объем работ, подлежащих выполнению в соответствии с условиями настоящего контракта, может быть увеличен или уменьшен по отдельным позициям сметного расчета не более чем на 10 процентов от цены единицы объема работы, установленной настоящим контрактом".


КОНТРАКТ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Гражданский кодекс РФ не содержит специальных норм, посвященных оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд. В связи с этим при регулировании данных правоотношений подлежат применению положения гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг. Руководствуясь понятием договора возмездного оказания услуг, данным в п. 1 ст. 779 ГК РФ, и аналогичными нормами, посвященными контрактам на поставку и подрядным работам для государственных и муниципальных нужд (ст. 526, п. 2 ст. 763 ГК РФ), можно предложить следующее определение рассматриваемого контракта:
Государственный (муниципальный) контракт на оказание услуг для государственных (муниципальных нужд) - это гражданско-правовой договор, по которому исполнитель обязуется по заданию государственного (муниципального) заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а последний обязуется оплатить эти услуги или обеспечить их оплату.
Разновидностью такого контракта являются договоры с финансовыми организациями об оказании финансовых услуг по привлечению денежных средств во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам, а также услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг, доверительному управлению ценными бумагами и негосударственному пенсионному обеспечению. Эти виды договоров предусмотрены ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Такие договоры (контракты) подлежат заключению только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона.
Условия, обязательные только для контрактов на оказание услуг
Контракт заключается на условиях, предусмотренных в том числе извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Условия, которые в случае проведения закупки услуг должны содержаться в документации и извещении, определены соответственно в ст. 33 и п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ. Заказчику необходимо включить их в проект контракта, поскольку в нем отражаются условия, на которых будет заключен контракт с победителем закупки (подробнее о составлении проекта контракта см. п. 1.3 настоящего материала).
К числу данных условий относятся:
- требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам услуг (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
- место оказания услуг (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ);
- график оказания услуг (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
Подробную информацию об условиях договора возмездного оказания услуг см. в Рекомендациях по заключению договора возмездного оказания услуг.
Если при закупке услуг какое-либо из обязательных условий в проекте контракта отсутствует или сформулировано ненадлежащим образом
В этом случае должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности, если антимонопольный орган установит, что их действия содержат признаки правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Так, ФАС России признал нарушением п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ указание в проекте контракта на то, что срок выполнения работ определяется в приложении к контракту, причем заполнять приложение предполагалось на стадии подписания контракта с победителем аукциона (Решение ФАС России от 06.11.2014 по делу N К-1576/14). Представляется, что аналогичные последствия могут возникнуть и при проведении закупки услуг (например, если не согласован график и место их оказания и т.д.).


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ

Энергосервисный контракт - контракт, предметом которого является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).
Потребность в заключении такого контракта может возникнуть при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа, не используемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), а также в случае поставок электроэнергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии (ч. 1 ст. 108 Закона N 44-ФЗ). При этом энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов по результатам указанных закупок (ч. 2 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).
Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается контракт (ч. 13 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).
Требования к условиям энергосервисного договора (контракта) установлены Правительством РФ в Постановлении от 18.08.2010 N 636 (далее - Требования). Контракт, в частности, должен содержать:
1) перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения (п. 1 Требований);
2) условие об отсутствии компенсации затрат, понесенных участником при проведении подготовительных работ для участия в закупке (п. 2 Требований);
3) положения о размере экономии энергетического ресурса, который должен обеспечиваться исполнителем, а также о долях размера экономии за определенный период (п. п. 3, 4 Требований);
4) механизм распределения между сторонами дополнительной экономии (п. 10 Требований);
5) начальный и конечный срок достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а также периоды достижения долей размера экономии (п. 11 Требований);
6) сроки оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту (п. 13 Требований);
7) неустойку (штраф, пени) за недостижение исполнителем размера экономии (доли размера экономии), предусмотренного контрактом для соответствующего календарного периода (абз. 1 п. 17 Требований);
8) неустойку (штраф, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства по оплате контракта (абз. 2 п. 17 Требований);
9) условие о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (п. 19 Требований);
10) условие о допустимости полной или частичной уступки права требования оплаты по контракту исполнителем в случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации (п. 20 Требований).

Скорректированы типовые формы некоторых контрактов на выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд

В частности, изменения внесены в формы типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деят