Закрытие долгов по исполнительному производству дебиторской задолженностью.

Порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность как один из наиболее распространенных видов имущественных прав, которые могут принадлежать должнику.

Понятие дебиторской задолженности содержится в п. 1 ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ФЗИП).
В ст. 387 ГК РФ закреплено правило, согласно которому права кредитора по обязательству могут переходить к другому лицу на основании закона, причем не только ГК РФ, но и любого иного закона. Исходя из формулировки, закрепленной в ч. 1 комментируемой статьи, обращение взыскания на дебиторскую задолженность как раз и представляет собой такой частный случай уступки права требования (цессии). Однако в дальнейшем законодатель несколько по-иному подходит к определению обращения взыскания на данное имущественное право. Так, в ч. 2 комментируемой статьи указывается, что обращение взыскания на дебиторскую задолженность производится двумя способами:
1) путем внесения (перечисления) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов, если на это имеется согласие взыскателя;
2) посредством продажи дебиторской задолженности с торгов, если отсутствует согласие взыскателя либо дебитор не вносит (не перечисляет) дебиторскую задолженность на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Если в первом случае действительно взыскатель фактически становится цессионарием, т.е. новым кредитором по отношению к дебитору, то во втором случае взыскатель вообще не приобретает права требования к дебитору, следовательно, о цессии говорить не приходится.
Критерием, по которому происходит выбор способа обращения взыскания на дебиторскую задолженность, является наличие активной воли одной из сторон в обязательстве. При отсутствии же согласия либо соответствующих активных действий как со стороны должника в исполнительном производстве (кредитора в обязательстве), так и со стороны дебитора (должника в обязательстве) единственный возможный способ обращения взыскания на дебиторскую задолженность - это ее продажа с торгов.
2. В ч. 3 рассматриваемой статьи установлен закрытый перечень случаев, когда взыскание на дебиторскую задолженность не может быть обращено.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ). Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (п. 1 ст. 197 ГК РФ). Следует также учитывать, что исковая давность не распространяется на некоторые требования, такие, например, как требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов (ст. 208 ГК РФ).
Договоры Российской Федерации с иностранными государствами о правовой помощи могут носить как двусторонний, так и многосторонний характер. В качестве примера многостороннего договора о правовой помощи можно назвать Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Двусторонние соглашения о правовой помощи по гражданским делам заключены Российской Федерацией с Аргентиной, Вьетнамом, Египтом, Индией, Кубой, Мали, Польшей и др.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускаются государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации. Таким образом, полагаем, что по смыслу ФЗИП юридическое лицо - дебитор может считаться находящимся в процессе ликвидации уже с момента вынесения соответствующего решения учредителей (участников) юридического лица, однако реально установить этот факт возможно лишь после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
По общему правилу ликвидация юридического лица возможна по решению учредителей (участников) либо по решению суда. Однако Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" допускает исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Так, согласно ст. 21.1 названного Закона юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествовавших моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При наличии одновременно всех вышеперечисленных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Введение в отношении дебитора любой из процедур банкротства также влечет невозможность обращения взыскания на дебиторскую задолженность. Законом о банкротстве предусмотрено пять таких процедур: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство, мировое соглашение. Полагаем, что комментируемый пункт ст. 76 ФЗИП к мировому соглашению относится в меньшей степени, так как мировое соглашение - это специфическая процедура банкротства и его утверждение автоматически влечет прекращение дела о банкротстве (см. абз. 2 п. 4 ст. 150 Закона о банкротстве).
3. Об обращении взыскания на дебиторскую задолженность судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление, в котором, помимо сведений, которые предусмотрены ч. 2 ст. 14 ФЗИП, должны содержаться:
- требование дебитору исполнить соответствующее обязательство путем внесения (перечисления) денежных средств на указанный в постановлении депозитный счет подразделения судебных приставов;
- запрет должнику изменять правоотношения, на основании которых возникла дебиторская задолженность (например, изменять сроки исполнения обязательства, производить новацию обязательства);
- разъяснение порядка внесения (перечисления) денежных средств дебитором на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Постановление об обращении взыскания на дебиторскую задолженность должно быть направлено дебитору и сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
Поскольку ФЗИП увязывает возникновение обязанности дебитора по внесению (перечислению) суммы дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов с моментом получения постановления судебного пристава-исполнителя, целесообразно направлять такое постановление заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, обеспечивающим фиксацию момента получения дебитором постановления.
С момента получения дебитором постановления об обращении взыскания на дебиторскую задолженность исполнение обязательства дебитором путем внесения (перечисления) денежных средств на указанный в постановлении депозитный счет подразделения судебных приставов считается исполнением надлежащему кредитору. Напротив, исполнение обязательства путем перечисления денежных средств непосредственно кредитору (должнику в исполнительном производстве) либо путем перечисления денежных средств в депозит нотариуса надлежащим исполнением обязательства считаться не будет.
В связи с тем что в постановлении об обращении взыскания на дебиторскую задолженность содержится требование судебного пристава-исполнителя, адресованное дебитору, возникает вопрос о последствиях неисполнения данного требования. Очевидно, что неисполнение обязательства, заключающееся в невнесении (неперечислении) денежных средств на указанный в постановлении депозитный счет подразделения судебных приставов, не должно являться основанием для привлечения дебитора к какой-либо ответственности. Таким основанием может послужить лишь исполнение дебитором обязательства ненадлежащему по смыслу ФЗИП лицу, т.е. должнику в исполнительном производстве. В этом случае дебитор может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.
4. Обязанность незамедлительного информирования дебитором судебного пристава-исполнителя о внесении (перечислении) денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов-исполнителей связана с тем, что исходя из размера суммы, перечисленной дебитором, судебному приставу-исполнителю необходимо будет решать вопрос о дальнейшем обращении взыскания на имущество должника либо об окончании исполнительного производства. Иными словами, положения ч. 7 комментируемой статьи - это правовой механизм, позволяющий судебному приставу-исполнителю соблюсти принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.