Закон о такси. Разрешение на такси в Свердловской области.
 
С 1 января 2011 г. вступили в силу положения Закона N 69-ФЗ, в соответствии с которыми деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
 
Такое разрешение выдается на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок не менее пяти лет. Разрешение действует на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение, если иное не предусмотрено соглашениями между субъектами Российской Федерации.
Весьма важным моментом является положение, которое разрешает выдавать такие разрешения только при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и при условии соответствия требованиям, установленным законом. То есть об аренде транспортного средства для целей оказания услуг такси с 1 сентября 2011 г. мы можем забыть. По нашему мнению, это, с одной стороны, позволит исключить возможности ухода от налогообложения, а с другой - лишит работы огромное количество людей, которые не имеют транспортного средства в собственности.
Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.
Немаловажно знать, что в отдельных установленных законом случаях действие разрешения может быть приостановлено или, хуже того, отозвано (аннулировано).
 
Обратите внимание! В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам с 1 сентября 2011 г.:
- легковое такси должно проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев;
- легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
- легковое такси должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации. То есть если, например, законодательные органы Омской области официально примут решение, что все машины, выполняющие услуги такси, должны быть зеленого цвета, то так и должно будет быть. По нашему мнению, это неправильно, ведь подавляющее большинство таксистов работают на своих личных автомобилях и ставить их работу под условие изменения цвета принадлежащих им автомобилей абсурдно;
- легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
- легковое такси должно быть оборудовано таксометром;
- водитель легкового такси должен иметь водительский стаж не менее трех лет, подтвержденный документами, предусмотренными трудовым или гражданским законодательством, либо общий водительский стаж не менее пяти лет;
- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны: обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси; проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
 
Порядок осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, перечисленных нами выше, определяется законом субъекта Российской Федерации.
Контроль за их соблюдением непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:
- выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю первого разрешения;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В Законе N 69-ФЗ также перечислены конкретные случаи проведения внеплановой проверки.
 
Обратите внимание! В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть законом субъекта Российской Федерации исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети может устанавливаться максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации.
 
Данное положение Закона N 69-ФЗ вступает в силу с 1 января 2015 г. При этом максимальное количество легковых такси, устанавливаемое законом субъекта Российской Федерации, не может быть менее количества действующих по состоянию на 1 июля 2014 г. разрешений.
В случае если количество поданных заявлений на выдачу разрешений будет превышать максимальное количество легковых такси, выдача разрешений будет осуществляться по результатам аукциона, проводимого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Организация, проведение и подведение итогов аукциона осуществляются уполномоченным органом.
 
Обратите внимание! В свете всех этих изменений положения КоАП РФ были дополнены статьями об ответственности за нарушение перечисленных требований.
 
Так, например, КоАП РФ дополнен ст. 11.14.1, вступающей в силу с 1 января 2012 г., в силу которой предусмотрена административная ответственность за:
- отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом");
- невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции, подтверждающей оплату пользования легковым такси;
- отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства.
Статья 12.3 КоАП РФ дополнена ч. 2.1, в соответствии с которой с 1 января 2012 г. ответственность наступит за перевозку пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
 
ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 августа 2011 г. N 1148-ПП ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ЛЕГКОВЫМ ТАКСИ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 
 
Вопрос: Организация планирует предоставлять услуги такси, в связи с чем собирается обратиться в уполномоченный орган для получения соответствующего разрешения. Каким требованиям должна отвечать организация для получения соответствующего разрешения?
 
Ответ: Для получения разрешения на оказание услуг такси организация должна владеть на праве собственности автомобилями, которые будут использованы при оказании данных услуг, либо автомобили должны ей быть переданы в лизинг, автомобили должны быть оборудованы соответствующим образом: такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; легковое такси должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов РФ; легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; легковое такси должно быть оборудовано таксометром. Кроме того, организация должна получить разрешение на каждый автомобиль, который планируется использовать при оказании услуг такси.
 
Обоснование: Необходимо отметить, что с 01.09.2011 вступили в силу некоторые нормы Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие при оказании услуг такси.
Частью 1 ст. 9 Закона N 69-ФЗ установлено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта РФ осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок не менее пяти лет. Разрешение действует на территории субъекта РФ, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение, если иное не предусмотрено соглашениями между субъектами РФ.
Следовательно, для осуществления указанного вида деятельности организация обязана получить соответствующее разрешение, выдаваемое уполномоченным органом субъекта РФ.
Нормами ч. 2 ст. 9 Закона N 69-ФЗ установлено, что разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и при условии соответствия требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и принимаемыми в соответствии с Законом N 69-ФЗ законами субъектов РФ.
Таким образом, для получения разрешения на осуществление услуг такси необходимо, чтобы автомобили, которые организация будет использовать для предоставления указанных услуг, принадлежали указанной организации на праве собственности либо были переданы ей в лизинг. Кроме того, данная норма указывает, что автомобили должны быть оборудованы для оказания услуг такси.
Частью 3 ст. 9 Закона N 69-ФЗ установлено, что разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
Частью 16 ст. 9 Закона N 69-ФЗ установлены определенные требования к обеспечению безопасности и идентификации транспортных средств, которые используются при оказании услуг такси, среди которых имеются требования к автомобилям, используемым для оказания услуг такси, в частности, легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям: легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; легковое такси должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов РФ; легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; легковое такси должно быть оборудовано таксометром.
Исходя из вышеизложенного считаем, что для получения разрешения на оказание услуг такси организация должна владеть на праве собственности автомобилями, которые будут использованы при оказании данных услуг, либо автомобили должны ей быть переданы в лизинг, автомобили должны быть оборудованы соответствующим образом: такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; легковое такси должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов РФ; легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; легковое такси должно быть оборудовано таксометром. Кроме того, организация должна получить разрешение на каждый автомобиль, который планируется использовать при оказании услуг такси.
 
 
 
Вопрос: Таксомоторный парк занимается пассажирскими перевозками пассажиров легковыми автомобилями - такси. С 1 сентября 2011 г. все таксисты на территории РФ должны будут получить разрешения на перевозку пассажиров и багажа. Однако данная процедура не бесплатна, порядок расчета платы за выдачу разрешений (дубликатов разрешений) на перевозку пассажиров и багажа легковым такси определяет субъект РФ. На каком основании таксомоторный парк может учесть расходы по оплате стоимости разрешения для целей налогообложения прибыли?
 
Ответ: Статьей 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ предусмотрена плата за разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Расходы на получение такого разрешения для организаций, оказывающих соответствующие услуги, являются прочими, связанными с производством и реализацией. По своей сути они близки к затратам на получение лицензии. Отметим, что в ст. 264 НК РФ нет прямого упоминания ни о расходах, связанных с лицензированием, ни о затратах на оплату указанного разрешения.
Государственная пошлина за предоставление лицензии организации учитывается в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. В нем сказано, что к прочим учитываемым при расчете налога на прибыль расходам относятся в том числе суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке. Плата за разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси не относится к сборам и госпошлинам, виды и размеры которых установлены в гл. 25.3 НК РФ.
Учитывая изложенное, данную плату следует отнести к другим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом нужно помнить о документальном подтверждении и экономическом обосновании учитываемых при расчете налога на прибыль затрат. Оправданность рассматриваемых расходов подтверждает тот факт, что без разрешения организация не сможет заниматься деятельностью на законных основаниях и получать доходы. В качестве документального подтверждения таксопарк может предъявить платежные поручения и полученное разрешение на перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
 
 
 
Вопрос: Организация осуществляет деятельность по предоставлению услуг такси на основании разрешений, полученных в отношении каждого автомобиля, используемого в указанной деятельности. При осуществлении деятельности у организации возникает необходимость осуществлять перевозки клиентов за пределы субъекта РФ, уполномоченным органом которого выдано разрешение на оказание услуг такси, ввиду близкого расположения границ субъектов РФ. Имеет ли организация право на осуществление поездок такси в субъект РФ, отличный от субъекта, где было получено разрешение на оказание услуг такси, если начальная точка маршрута находится в субъекте, где получено разрешение?
 
Ответ: Если организация осуществляет деятельность по предоставлению услуг такси на основании разрешений, полученных в отношении каждого автомобиля, то она не вправе осуществлять перевозки клиентов за пределы субъекта РФ, уполномоченным органом которого выдано разрешение на оказание услуг такси, если иное не предусмотрено соглашениями между субъектами, даже при условии, что начальная точка маршрута находится в субъекте, где получено разрешение.
 
Обоснование: Необходимо отметить, что с 01.09.2011 вступили в силу некоторые нормы Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие при оказание услуг такси.
Частью 1 ст. 9 Закона N 69-ФЗ установлено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта РФ осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок не менее пяти лет. Разрешение действует на территории субъекта РФ, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение, если иное не предусмотрено соглашениями между субъектами РФ.
Следовательно, для осуществления указанного вида деятельности организация обязана получить соответствующее разрешение, выдаваемое уполномоченным органом субъекта РФ. Приведенная норма указывает, что разрешение действует на территории того субъекта РФ, где оно получено, если не предусмотрено иное по соглашению между субъектами РФ.
Нормами ч. 2 ст. 9 Закона N 69-ФЗ установлено, что разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и при условии соответствия требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и принимаемыми в соответствии с Законом N 69-ФЗ законами субъектов РФ.
Таким образом, для получения разрешения на осуществление услуг такси необходимо, чтобы автомобили, которые организация будет использовать для предоставления указанных услуг, принадлежали указанной организации на праве собственности либо были переданы ей в лизинг. Кроме того, данная норма указывает, что автомобили должны быть оборудованы для оказания услуг такси.
Частью 3 ст. 9 Закона N 69-ФЗ установлено, что разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
Исходя из буквального толкования норм Закона N 69-ФЗ автомобили организации, используемые при оказании услуг такси, не могут осуществлять перевозку пассажиров на территории субъекта РФ, отличного от того, где было выдано соответствующее разрешение, если иное не предусмотрено соглашениями между субъектами РФ, ввиду того что разрешение действует на территории того субъекта РФ, уполномоченным органом которого было выдано разрешение, а оказание услуг такси возможно только при наличии соответствующего разрешения, действующего на территории определенного субъекта РФ, даже если начальная точка маршрута находится на территории субъекта, в котором получено разрешение на оказание услуг такси, если иное не установлено договором между субъектами РФ.
 
Ещё на эту тему:
 Вернуться на Главную страницу