Расчет декретных и пособий по уходу за ребенком с 1 января 2013 года

 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 11 января 2013 г. N 15-03-18/12-169

 

Фонд социального страхования Российской Федерации доводит до сведения, что нормы части 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", представляющие право выбора застрахованным лицам порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, к страховым случаям, наступившим с 1 января 2013 года, не применяются.
 
С 1 января 2013 года пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются, исчисляются и выплачиваются согласно положениям Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 276-ФЗ).
Согласно нормам указанных законов с 1 января 2013 года установлен особый порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Так, средний дневной заработок для исчисления указанных пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) не начислялись.
Обращаем внимание, что дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом не исключаются из расчета среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, поскольку данные выплаты облагаются страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
При этом положения части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, представляющие застрахованным лицам право на замену календарных годов (календарного года) расчетного периода, распространяются на страховые случаи, наступившие с 1 января 2013 года.
Одновременно с этим, подпунктом "в" пункта 9 статьи 1 Закона N 276-ФЗ в статью 14 Закона N 255-ФЗ внесены изменения, которые устанавливают предельную величину среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Средний дневной заработок для исчисления указанных пособий не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Законом N 212-ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, по страховым случаям, наступившим в 2013 году, составляет 1335,62 рублей ((463000,00 + 512000,00) / 730).
Учитывая нормы части 1 статьи 11.2 и части 5.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, предельный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2013 году составляет 16241,14 рублей.
При этом нормы Закона N 276-ФЗ предусматривают обязанность работодателя включать в справку о сумме заработка сведения о периодах временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком, а также о периодах освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработка, если на сохраняемый заработок не начислялись страховые взносы в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
В форму справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2011 N 4н (далее - Справка), будут внесены соответствующие изменения.
До утверждения новой формы Справки страхователем в день прекращения работы застрахованного лица либо при его обращении за Справкой может быть выдана справка, содержащая сведения об исключаемых периодах для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в произвольной форме.
Законом N 276-ФЗ расширяется установленный частью 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ перечень случаев, при которых назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком осуществляются непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, осуществляются территориальным органом страховщика.
При этом Законом N 276-ФЗ предусматривается, что данные нормы будут распространяться и на неисполненные решения суда, вступившие в законную силу до дня вступления в силу указанного закона.
Законом N 276-ФЗ также уточняется ряд других законодательных норм, влияющих на порядок назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Закон N 276-ФЗ вступил в силу с 30.12.2012, положения подпункта "в" пункта 9 статьи 1 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.\
 
В. Г. СОЛОМЕННИКОВА
 

Расчет декретных и пособий по уходу за ребенком с 1 января 2013 года

В 2013 году остается один вариант расчет декретных и пособий по уходу за ребенком. Этот единый алгоритм отличается от вариантов, действующих в 2011 и 2012 гг., а также от способа расчета обыкновенных больничных.

Средний заработок при расчете декретных и пособий по уходу за ребенком рассчитывается за два календарных года, предшествующие текущему, и в него включаются все облагаемые страховыми взносами выплаты. Для определения среднего дневного заработка необходимо составить дробь. В числитель нужно поставить средний заработок. В знаменатель - количество календарных дней в двух предыдущих годах за минусом больничных, декретных, отпусков по уходу за ребенком, дополнительных оплачиваемых выходных по уходу за детьми-инвалидами и дней, когда женщину освобождали от работы по законам РФ с полным или частичным сохранением зарплаты (при условии, что с нее не платили взносы в ФСС).

Пример. В 2013 г. работница оформляет декретный отпуск продолжительностью 140 календарных дней. Расчетным периодом для расчета декретных и пособий по уходу за ребенком являются 2011 и 2012 гг. За это время сотруднице была начислена зарплата за 2011 г. в размере 300 000 руб. и за 2011 г. в размере 330 000 руб., а также отпускные в сумме 50 000 руб. и больничные в сумме 14 000 руб. Бухгалтер находит средний заработок, он равен 680 000 руб. (300 000 руб. + 330 000 руб. + 50 000 руб.).

При исчислении среднего дневного заработка с целью расчета декретных и пособий по уходу за ребенком бухгалтер учитывает, что в 2011 и 2012 гг. женщина находилась на больничном в течение 15 календарных дней. Получается, что средний дневной заработок достигает 950 руб. (680 000 руб. / (365 дн. + 366 дн. - 15 дн.)). Величина декретного пособия равняется 133 000 руб. (950 руб. x 140 дн.).

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ с 1 января 2011 г. вводится особая формула расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком для женщин, которые за год-два до наступления страхового случая находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком. Так как женщины, которые в двух предыдущих годах находились в декрете или в отпуске по уходу за ребенком и потеряли из-за этого в заработке, вправе изменить расчетный период. Такие работницы должны подать заявление с просьбой при подсчете среднего заработка заменить соответствующий год или оба года на предшествующие год или два.

Например, если в 2009 - 2010 гг. хотя бы часть времени падает на отпуск по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком, женщина может написать заявление и включить в расчет один и/или два более ранние годы, например 2007 - 2008 гг.

До 2013 г. женщина, оформляющая декретный отпуск или отпуск по уходу за ребенком, может выбирать, по каким правилам ей будут рассчитывать пособия. Это могут быть 12 календарных месяцев, которые предшествуют месяцу наступления декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком (и без учета тех периодов, когда у женщины не было заработка), либо 730 календарных дней (два календарных года), предшествовавших году наступления отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком.

С 2013 г. среднедневной заработок для расчета пособий в связи с материнством будет определяться путем деления суммы выплат за два календарных года на 730 календарных дней. При этом количество календарных дней расчетного периода будет уменьшаться на исключаемые периоды, указанные в п. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ.

Если женщина меняла место работы, то для получения пособий в связи с материнством ей потребуется представить справки о зарплате от предыдущих работодателей-страхователей. И если в тот период работы женщина болела, была в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком, имела дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, имела другие периоды с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, то их потребуется отразить в справке о зарплате как исключаемые периоды.

Как видно из утвержденной Приказом N 4н формы справки, она не предусматривает возможности отражения подобного рода информации. Значит, возникнут проблемы с начислением пособий. Чтобы этого не произошло, Минздравсоцразвития России до 2013 г. должно будет доработать утвержденную форму справки о зарплате или разработать для этой цели новую форму справки.

 

Расчет среднего заработка для исчисления пособий по беременности и родам по новым правилам с 2013 года

Основные положения расчета среднего заработка для исчисления пособий по беременности и родам начиная с 2013 г. аналогичны приведенным ранее для переходного периода. Однако начиная с 2013 г. из расчетного периода исключаются календарные дни, приходящиеся:

- на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

- на дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;

- на период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС согласно Федеральному закону N 212-ФЗ не начисляются.

То есть с 2013 г. при начислении пособия по беременности и родам возможны два варианта:

- исключить из расчетного периода соответствующие периоды и рассчитать пособие исходя из оставшихся дней;

- заменить год (годы), когда работница находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, на предшествующие календарные годы (календарный год). Но этим вариантом можно воспользоваться только в случае, если рассчитанное пособие будет выше, чем при первом варианте.

Остальные принципы расчета среднего заработка для расчета пособий по беременности и родам аналогичны как в переходный период, так и после его окончания.

   Подведем итог.

С 1 января 2013 г. права выбора расчета пособий уже не будет. Однако средний дневной заработок для исчисления рассматриваемых пособий будет определяться путем деления заработка за два календарных года не на 730, а на число календарных дней в этом периоде. В расчет не будут браться дни, приходящиеся на следующие периоды:

- временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

- дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;

- периоды освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, с 2013 г. при исчислении среднего заработка будут учитываться только периоды, когда сотрудник фактически работал и имел доход. Такие правила определения пособий по беременности и родам и по уходу за детьми до 1,5 лет более выгодны для застрахованных лиц.

И ещё.

Декретный отпуск в период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет 

Очень часто возникает ситуация, когда женщина, родив одного ребенка и находясь в отпуске по уходу за этим ребенком, решает родить второго. В связи с этим возникает множество вопросов относительно причитающихся выплат по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 1,5 лет.

В данном случае ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ и п. 3 ст. 10 Федерального закона N 255-ФЗ ей предоставлено право выбора - получить за этот период пособие по беременности и родам или пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Как правило, женщина делает выбор в пользу пособия по беременности и родам, так как оно зачастую больше выплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. В этом случае работница может представить вместе с больничным листом заявление с просьбой о прекращении отпуска по уходу за ребенком и одновременно о предоставлении отпуска по беременности и родам. В организации оформляется соответствующий приказ по произвольной форме. После окончания нового отпуска по беременности и родам работнице предоставляется отпуск по уходу за ребенком.

При этом, чтобы не потерять пособие по уходу за первым ребенком на период отпуска по беременности и родам, его можно оформить на второго родителя или кого-либо из родственников.

 

  Вернуться на Главную страницу