close

Путевой лист автобуса

Работа используемого специализированными автотранспортными организациями автотранспорта должна подтверждаться первичными учетными документами. В этой статье мы рассмотрим путевые листы автобуса, обязательные реквизиты, которые должны содержаться в этих документах, и порядок их заполнения.

Бухгалтерский учет в организациях, как вы знаете, осуществляется на основании первичных учетных документов. С 1 января 2013 г. действует Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), который, как и его предшественник, Федеральный закон N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", не отменяет обязанности российских фирм по подтверждению фактов хозяйственной жизни организации первичными учетными документами. Причем Законом N 402-ФЗ предусмотрено, что первичные учетные документы составляются при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. То есть унифицированные формы первичной учетной документации с 1 января 2013 г. могут применяться хозяйствующими субъектами по усмотрению. Между тем практика показывает, что организации и предприниматели продолжают применять всем привычные формы первичных учетных документов, закрепляя их использование в установленном законом порядке.
Поскольку речь в статье мы поведем о путевых листах автобуса, обратимся к Постановлению Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление N 78). Названным Постановлением утверждены, в частности:
- путевой лист автобуса (форма N 6);
- путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 (спец)).
Постановлением N 78, помимо форм первичных учетных документов по учету работ в автомобильном транспорте, утверждены также Указания по применению и заполнению форм, которых мы коснемся чуть позже.
А сейчас остановимся на обязательных реквизитах, которые должны содержать путевые листы. Статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) определено, что документом, служащим для учета и контроля работы транспортного средства и водителя, является путевой лист.
В соответствии со ст. 6 Устава автомобильного транспорта Минтранс России Приказом от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ N 152) утвердил Обязательные реквизиты, которые должны содержаться в путевых листах.
Приказ N 152 в соответствии с его п. 2 в обязательном порядке должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства. Таким образом, специализированные автотранспортные организации, иные организации, а также индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа автобусами, обязаны применять положения, установленные Приказом N 152.
Отметим также, что автобус представляет собой автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Автобусы подразделяются на микроавтобусы, городские, пригородные, междугородние и туристические. Такое определение приведено в Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ).
Согласно п. 9 Приказа N 152 путевой лист должен оформляться на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Обратите внимание! Осуществление перевозок пассажиров и багажа автобусами без оформления путевого листа п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта запрещено.
Согласно п. 3 Приказа N 152 в путевом листе автобуса в обязательном порядке должны быть отражены наименование и номер путевого листа. Как правило, путевые листы изготавливаются типографским способом и все реквизиты, содержащиеся в унифицированных формах, уже указаны в документах. Наименования путевых листов, рассматриваемых в статье, уже указаны - "Путевой лист автобуса", "Путевой лист автобуса необщего пользования". Номер документа указывается при оформлении путевого листа в его заголовочной части в соответствии с принятой владельцем автобуса системой нумерации. Нумерация ведется в хронологическом порядке и, как правило, с начала календарного года начинается заново.
Следующим обязательным реквизитом является срок действия путевого листа. Сведения о сроке действия должны отражать дату (число, месяц и год), в течение которой путевой лист автобуса может быть использован.

Обратите внимание! В соответствии с п. 10 Приказа N 152 путевой лист может оформляться на один день или срок, не превышающий одного месяца. Если путевой лист оформляется более чем на один день, то необходимо указать даты начала и окончания срока его действия.
Такой реквизит, как сведения о собственнике (владельце) автобуса, заполняется в зависимости от того, кто таким собственником (владельцем) является - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Владельцем транспортного средства согласно Методическим рекомендациям по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ) признается собственник транспортного средства. Владельцем признается также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства, владельцем транспортного средства не является.
Если владельцем является юридическое лицо, то в строке "Организация" формы документа следует указать наименование организации, ее организационно-правовую форму, местонахождение и номер телефона.
Если владельцем является индивидуальный предприниматель, он в эту же строку вписывает свою фамилию, имя и отчество, почтовый адрес, номер телефона.
Сведения о транспортном средстве согласно п. 6 Приказа N 152 включают:
- тип транспортного средства, в рассматриваемом случае автобус, и его модель;
- государственный регистрационный знак автобуса;
- показания одометра (полные км пробега) при выезде автобуса из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда автобуса с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку.
Тип транспортного средства и его модель, то есть конкретная конструкция автобуса, определяемая исполнением и компоновкой его основных узлов и агрегатов, указываются в заголовочной части путевого листа автобуса в строке "Марка автобуса", например "Автобус Karosa B732".
Для записи государственного регистрационного знака в форме путевого листа автобуса предусмотрена строка "Государственный номерной знак".
Показания одометра - прибора, предназначенного для измерения пройденного расстояния, отражаются в форме N 6 в таблице, расположенной слева на лицевой стороне путевого листа, в графе "Показания спидометра". Для справки: спидометр - прибор для измерения скорости движения транспортного средства, и его очень часто совмещают в одном корпусе с одометром.
В форме N 6 (спец) показания одометра при выезде автобуса из гаража и его заезде в гараж указываются в графе 4 таблицы "Работа водителя и автобуса".
Дата и время выезда автобуса из гаража и его заезда в гараж отражаются в разделе "Выезд и возвращение автобуса" формы N 6. В форме N 6 (спец) - в графах 2 и 5 таблицы "Работа водителя и автобуса".
Показания одометра, дата и время согласно п. 13 Приказа N 152 проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя или индивидуального предпринимателя. Эти данные заверяются подписями уполномоченных лиц с указанием инициалов и фамилий или печатями этих лиц.
При совмещении индивидуальным предпринимателем обязанностей водителя показания одометра, дата и время выезда и заезда автобуса указываются в путевом листе самим индивидуальным предпринимателем.
И последний обязательный реквизит - это сведения о водителе. Они должны содержать его фамилию, имя, отчество, а также дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей содержится в Письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств". Данные о прохождении медицинских осмотров проставляются медицинским работником, проводившим осмотр, заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Унифицированная форма путевого листа автобуса (форма N 6) содержит таблицу "Отметка о состоянии здоровья водителя", предназначенную для отражения сведений о прохождении медицинского осмотра при выезде водителя и при его возвращении. В форме N 6 (спец) для отражения данных о медосмотре предусмотрена строка "Водитель по состоянию здоровья к управлению автобусом допущен". В обеих формах предусмотрено и место для штампа медицинского работника.

Вернемся к Указаниям по применению и заполнению форм, содержащимся в Постановлении N 78.
Путевой лист автобуса (форма N 6), как мы уже отметили, это первичный учетный документ по учету работы автобуса и основание для начисления заработной платы водителю. Сведения об автобусе, расходе топлива, задании водителю записываются в путевом листе диспетчером и механиком. Форма N 6 применяется для учета работы автобуса на городских и пригородных маршрутах.
Рассмотрим форму N 6 более подробно. Поскольку форма предназначена для учета работы на городских и пригородных маршрутах, продолжительность которых может составлять значительный промежуток времени, путевой лист содержит таблицу, где есть строки для отражения сведений о двух водителях, которые сменяют друг друга.
Предусмотрена таблица для отражения простоев по техническим и прочим причинам. В ней указываются место простоя (в гараже или на линии), причина и продолжительность простоя.
Отдельный раздел лицевой стороны формы N 6 предназначен для отражения сведений о движении горюче-смазочных материалов. Здесь указываются количество топлива при выезде автобуса из гаража, количество выданного топлива, количество топлива при смене водителей, а также при возвращении в гараж. Указывается также количество выданного масла.
Определяются фактический расход топлива и расход по норме, экономия или перерасход. При определении нормируемого расхода топлива следует руководствоваться Методическими рекомендациями "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р.
Также на лицевой стороне формы N 6 расположена таблица, в которой отражаются, в частности, следующие показатели (по сменам и общие):
- выручка плановая и фактическая;
- количество часов работы (в том числе в движении на линии, по заказу, в простое, в резерве, в ремонте и так далее);
- общий пробег;
- работа в ночные часы;
- плановое и фактическое количество рейсов.
Оборотная сторона путевого листа автобуса (форма N 6) содержит таблицу, в которой отражается движение автобуса на маршруте.
Путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 (спец)) предназначен для учета работы автобуса необщего пользования по перевозке пассажиров. Согласно Указаниям по применению и заполнению форм, приведенным в Постановлении N 78, путевой лист действителен только на один день или на одну смену и оформляется для выполнения заказа одной организации. На самом деле форма N 6 (спец) содержит отрывной талон, который заполняется заказчиком (графы 18 - 20), а также организацией - владельцем автобуса (графы 21 - 24) и затем предъявляется заказчику к оплате.
В графах 6 - 12 таблицы "Движение горючего" указываются марка и количество выданного топлива, его остаток при выезде и возврате в гараж.
Задание водителю указывается в графах 13 - 17 соответствующей таблицы.
Оборотная сторона формы N 6 (спец) содержит таблицу "Маршрут движения", заполняемую заказчиком (графы 25 - 29).
Далее следует таблица, предназначенная для отражения простоев на линии с указанием их причин и продолжительности (графы 30 - 34).
Результат работы автобуса (расход топлива по норме и фактический, время в наряде, пробег) показывается в таблице с таким же названием (графы 35 - 40).
Еще на один реквизит, содержащийся в путевых листах автобуса, следует обратить внимание. Это необходимость указания регистрационного номера, серии и номера лицензионной карточки. Дело в том, что в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежат обязательному лицензированию. Исключение составляют случаи, когда указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).
Как сказано в Письме Минэкономразвития России от 15 октября 2010 г. N Д05-3666, анализ указанных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в случае осуществления автомобильных перевозок по определенному регулируемому маршруту и (или) транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, необходимо получение лицензии. В иных случаях получение лицензии не требуется и процедура уведомления органа государственного автодорожного надзора является достаточным условием для осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности.
Автобусы, как мы выяснили в начале статьи, и представляют собой автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения, не считая места водителя.
При осуществлении лицензируемых видов деятельности следует помнить о том, что ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена, в частности, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности:
- без лицензии, если наличие такой лицензии обязательно;
- с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
- с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Итак, мы рассказали об обязательных реквизитах путевых листов автобусов, а также кратко рассмотрели реквизиты, содержащиеся в унифицированных формах путевых листов.
Между тем п. 8 Приказа N 152 разрешает вносить в формы путевых листов дополнительные реквизиты, учитывающие особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров автобусами.
Все реквизиты, содержащиеся в путевых листах автобусов, должны быть заполнены, поскольку наличие незаполненных реквизитов в первичном документе не допускается, и если сведения для заполнения каких-либо реквизитов отсутствуют, то в соответствующих строках и графах следует сделать прочерк.

Ещё на эту тему:

Закон о такси. Разрешение на такси в Свердловской области

Организация перевозок пассажиров и багажа на такси

Порядок заполнения и оформления путевого листа

Путевой лист легкового автомобиля

Путевой лист такси

Путевой лист специального автомобиля

Путевой лист автобуса

Путевой лист грузового автомобиля

ОСАГО и страховая, нарушения при заключении договора