ГОСРЕГИСТРАЦИЯ НЕДВИЖИМОСТИ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ В 2017 ГОДУ

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "Консультант Плюс".

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные положения рассматриваемого Закона в сравнении с Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. С указанной даты положения последних двух законов в части ведения кадастра и госрегистрации прав утратили силу.

1. Появился новый реестр недвижимости

Сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), объединивший сведения, которые содержались в кадастре недвижимости и ЕГРП.
В ЕГРН вошли, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах ранее содержались в кадастре недвижимости.
Вести ЕГРН должны в электронном виде. Исключение составляют реестровые дела. В них на бумажном носителе должны храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.
Кадастр недвижимости и ЕГРП велись на электронных и бумажных носителях, причем последние имели приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат
кадастровому учету и права на которые регистрируются

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости должны вносить сведения о машино-местах, едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.
Машино-места должны учитываться в кадастре и регистрироваться как самостоятельные объекты недвижимости. Их допустимые размеры установило Минэкономразвития России.
Ранее на кадастровый учет ставилось здание (помещение), в котором находилось машино-место. Право на него регистрировалось в виде доли в праве общей долевой собственности на это здание (помещение), а размер доли определялся пропорционально размеру машино-места.
Собственник зарегистрированного машино-места может зарегистрировать право собственности на него, выделив долю в натуре.
По Закону о кадастре недвижимости сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе в кадастр нельзя было внести. В то же время права на них должны были быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре). Поэтому единый недвижимый комплекс учитывался, как сооружение, а здания (сооружения), входящие в состав предприятия, на практике ставились на учет как отдельные объекты недвижимости.
Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него проводятся в следующих случаях:
- завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;
- объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.
Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

3. Учитывает недвижимость и проводит госрегистрацию
прав на нее Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр).

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав проводится
как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно
Как и ранее, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.
Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав должны осуществляться одновременно. Исключения составляют ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. Ранее одновременное осуществление учета и госрегистрации не было предусмотрено.
Учет и госрегистрация проводятся одновременно в следующих случаях:
- создание объекта недвижимости (за исключением ситуации, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);
- образование объекта недвижимости (кроме случаев, когда кадастровый учет проводится без одновременной госрегистрации прав);
- прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
- образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации, за исключением случая, установленного Законом.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно
Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, должны регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.
В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:
- создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;
- прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
- изменение основных характеристик объекта.

5. Изменились правила обращения с заявлением о кадастровом
учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых должны учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.
Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:
- собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;
- орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.
Ранее заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости могло подать любое лицо.
Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, можно представить:
- в бумажном виде - лично (в Росреестр, в Кадастровую палату, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);
- в форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.
Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра, Кадастровую палату или подать документы лично через любой МФЦ.
До вступления изменений в силу заявление о кадастровом учете подавалось по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость, но со временем было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представлялись также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица
Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.
Ранее юрлицо было обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требовалось лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов
В приеме документов отказывают, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).
Отказ в приеме документов в Законе о кадастре недвижимости не был предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость был запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения
В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:
- несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;
- наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
- отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.
Ранее заявление о госрегистрации прав могло быть возвращено в том числе:
- если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;
- в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.
Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета
и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.
При подаче документов в Росреестр он составляет:
- 5 рабочих дней - для кадастрового учета;
- 10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;
- 7 рабочих дней - для госрегистрации прав.
Если документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.
Ранее общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составлял 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчислялся со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составлял 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок проводится госрегистрация ипотеки
Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), который применялся для госрегистрации ипотеки жилых помещений при подаче документов в Росреестр.
Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений или машино-мест осуществляется в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сокращается до трех рабочих дней, если госрегистрация проводится на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка), до одного рабочего дня, следующего за днем поступления документов - при направлении документов в электронной форме. Такие сроки действуют со 2 января 2017 г.
Ранее срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составлял 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового
учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация могут быть приостановлены. По сравнению с ранее действовавшими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 55 оснований).
Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.
Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и (или) госрегистрации должны отказать.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация
Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.
Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации теперь составляют:
- три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
- шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.
Ранее госрегистрация прав по решению госрегистратора могла быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

8. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться
без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН вносятся в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:
- органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;
- ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;
- ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;
- суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;
- нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.
При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

9. Кто и за что несет ответственность при осуществлении
кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром и госрегистратором.
Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.
Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

10. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату
права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.
Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.

По материалам СПС "КонсультантПлюс".

КАК ПОЛУЧИТЬ ВЫПИСКУ ИЗ ЕГРН?

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, в том числе сведений об ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, о сделках с объектами недвижимости, сведений о характеристиках объектов недвижимости (площади, назначения, кадастрового номера, кадастровой стоимости и т.д.), а также иных установленных законодательством сведений (ч. 2 ст. 1, ст. ст. 8, 9 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Ситуации, в которых может потребоваться выписка из ЕГРН
Выписка из ЕГРН может потребоваться, в частности:
- при приобретении, аренде, наследовании имущества - чтобы проверить, кто является собственником, или уточнить технические характеристики объекта недвижимости;
- обращении в суд - чтобы подтвердить факт регистрации права собственности ответчика на имущество, в том числе при подаче ходатайства об обеспечительных мерах (ст. 140 ГПК РФ);
- приватизации квартиры - чтобы подтвердить, что право на приватизацию не использовано ранее;
- постановке на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - чтобы подтвердить отсутствие прав на недвижимое имущество.

Доступность сведений, содержащихся в ЕГРН
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, являются общедоступными и предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (ч. 1 ст. 62 Закона N 218-ФЗ).
Доступ к некоторым сведениям, содержащимся в ЕГРН, ограничен. К таким сведениям относятся сведения (ч. 13 ст. 62 Закона N 218-ФЗ):
- о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
- о содержании правоустанавливающих документов;
- обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости;
- сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН;
- сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным.
Такие сведения предоставляются определенным категориям лиц, в частности (ч. 13 ст. 62 Закона N 218-ФЗ):
- самим правообладателям или их законным представителям;
- физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя;
- залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге или права на которые предоставлены ему в залог;
- судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, органам, осуществляющим в установленном федеральным законом порядке оперативно-разыскную деятельность;
- лицам, имеющим право на наследование недвижимого имущества правообладателя по завещанию или по закону;
- арбитражному управляющему, конкурсному управляющему в деле о банкротстве.

Форма предоставления сведений из ЕГРН
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или в ином виде, определяемом Минэкономразвития России. Выписка из ЕГРН может быть предоставлена в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (ч. 6 ст. 62 Закона N 218-ФЗ; п. 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968).

Для получения выписки из ЕГРН рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте и подайте запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН
Подать запрос можно одним из следующих способов (п. п. 30, 35, 36 Порядка N 968; п. 1.4 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515):
- в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в любое отделение Росреестра, ФГБУ "ФКП Росреестра" или МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости;
- в виде бумажного документа, отправленного по почте в один из органов регистрации прав согласно перечню, размещенному на официальном сайте Росреестра;
- в электронной форме, заполнив форму запроса, размещенную на официальном сайте и Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), либо отправив электронный документ с использованием веб-сервисов.
В случае представления запроса при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя). При представлении запроса представителем к такому запросу прилагается надлежащим образом оформленная доверенность. Если запрос представляется в электронном виде, доверенность должна быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, выдавшего (подписавшего) доверенность, или усиленной квалифицированной электронной подписью удостоверившего доверенность нотариуса (п. п. 37, 38 Порядка N 968).
Для получения сведений ограниченного доступа к запросу необходимо приложить документы, подтверждающие право заявителя на получение таких сведений. Если запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа представляется по почте, то подлинность подписи заявителя на таком запросе должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа представляется в электронной форме, он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью (п. п. 39, 43 Порядка N 968).

Шаг 2. Оплатите получение сведений из ЕГРН
За предоставление сведений из ЕГРН взимается плата (ч. 2 ст. 63 Закона N 218-ФЗ).
Размер платы зависит от вида запрашиваемой информации, формы предоставления сведений (на бумажном носителе или в виде электронного документа), статуса заявителя (физическое или юридическое лицо). Например, за получение выписки из ЕГРН об объекте недвижимости на бумажном носителе для физического лица установлена плата в размере 750 руб., для юридического лица - 2 200 руб., а в случае получения выписки в виде электронного документа - 300 руб. для физического лица и 600 руб. для юридического лица (Приложение N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291).

Примечание. В случае внесения платы в большем размере, чем это предусмотрено, а также если после оплаты вы не подавали запрос о предоставлении сведений, вы можете обратиться с заявлением о ее возврате (п. 10 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 967).

Шаг 3. Получите сведения из ЕГРН
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения Росреестром запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен законом (п. 9 ст. 62 Закона N 218-ФЗ).
Срок передачи МФЦ запроса о предоставлении сведений в Росреестр и срок передачи подготовленных Росреестром документов в МФЦ не должны превышать два рабочих дня соответственно со дня поступления запроса о предоставлении сведений в МФЦ и со дня передачи такого запроса МФЦ в орган регистрации прав (п. 11 ст. 62 Закона N 218-ФЗ).
В зависимости от выбранного в запросе способа получения ответа заявитель получает выписку (п. 34 Порядка N 968; п. 1.4 Приказа Росреестра N П/0515):
- лично в Росреестре, ФГБУ "ФКП Росреестра" или МФЦ;
- по почте;
- в электронном виде по электронной почте, с использованием веб-сервисов, путем получения доступа к ФГИС ЕГРН.
При предоставлении сведений в форме электронного документа такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Росреестра (п. 58 Порядка N 968).
При предоставлении сведений в форме бумажного документа такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом Росреестра и заверяется оттиском печати данного органа (п. 59 Порядка N 968).

"Электронный журнал "Азбука права", 18.08.2017

 Вернуться на Главную страницу