close

Организация перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области регулируется Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2011 N 1148-ПП (ред. от 26.12.2012) "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области" (вместе с "Порядком подачи заявления, выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области", "Порядком ведения реестра выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области")

Министерство транспорта и связи Свердловской области - Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области

Услуги легкового такси в каждой цивилизованной стране мира являются неотъемлемой частью жизни населения. Использование такси, в отличие от городского транспорта, это в большинстве своем экономия времени, возможность попасть именно до точки следования и, конечно, комфорт. Для того чтобы все перечисленные преимущества услуг такси имели место быть не в большинстве своем, а всегда, российские законодатели в 2011 г. приняли серьезные поправки в действующее законодательство, призванные кардинальным образом изменить систему и качество данных услуг, о которых мы напомним в статье.

Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) были внесены изменения в целый ряд действующих нормативных правовых актов нашей страны, в частности в:
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На момент принятия Закона N 69-ФЗ услуги легкового такси в нашей стране страдали многочисленными изъянами:
- предоставлялись на изношенных и небезопасных автомобилях;
- зачастую оказывались неопытными водители, не имеющими соответствующего стажа;
- таксистами не уплачивались налоги;
- идентифицировать такси в массе других машин было сложно;
- значительно разнилась цена услуг;
- другое.
Принятие Закона N 69-ФЗ было направлено на избежание всех негативных моментов, связанных с оказанием услуг легкового такси.
Но и в сам Закон N 69-ФЗ были внесены изменения Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации", вступившие в силу с 1 января 2013 г.
Итак, согласно п. 1 ст. 9 Закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Такое разрешение выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
В заявлении, подписанном в порядке, определенном п. 1.1 ст. 9 Закона N 69-ФЗ, должны быть указаны:
- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
- идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе.
К заявлению должны быть приложены следующие документы, перечисленные в п. 1.2 ст. 9 Закона N 69-ФЗ, которые также могут быть представлены в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);
- копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;
- копия договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенная заявителем, либо копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

Обратите внимание! Перечни сведений и документов, указанные в п. п. 1.1 и 1.2 ст. 9 Закона N 69-ФЗ, являются исчерпывающими и расширению не подлежат (п. 1.3 ст. 9 Закона N 69-ФЗ).

Полученное разрешение дает перевозчику право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории того субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение. Осуществление перевозки по территориям иных субъектов допускается лишь в том случае, если пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта, уполномоченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта.
Между тем субъекты Российской Федерации могут заключать соглашения, на основании которых перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным органом одного из таких субъектов, предоставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения (п. 1.4 ст. 9 Закона N 69-ФЗ).
Напомним, что с 1 сентября 2011 г. до 1 января 2013 г. разрешения выдавались только при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. То есть оказание услуг такси на арендованных транспортных средствах не допускалось.
С 1 января 2013 г. ситуация кардинально изменилась, поскольку разрешение выдается не только при наличии у заявителя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга транспортных средств, но и при наличии таковых на праве договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 9 Закона N 69-ФЗ).

Обратите внимание! В выдаче разрешения может быть отказано, причиной отказа является предоставление заявителем недостоверных сведений. Разрешение или уведомление о мотивированном отказе в выдаче разрешения должно быть выдано в срок, не превышающий тридцати дней со дня подачи заявления, что следует из п. 2.1 ст. 9 Закона N 69-ФЗ.

Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение (п. 3 ст. 9 Закона N 69-ФЗ).
Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения (п. 7 ст. 9 Закона N 69-ФЗ).
Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений (п. 9 ст. 9 Закона N 69-ФЗ).
Немаловажно знать, что в отдельных установленных законом случаях действие разрешения может быть приостановлено или, хуже того, отозвано (аннулировано) (п. п. 10 - 15 ст. 9 Закона N 69-ФЗ).

Обратите внимание! В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам на основании п. 16 ст. 9 Закона N 69-ФЗ легковое такси должно соответствовать таким требованиям:
- легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
- легковое такси должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации. То есть если, например, законодательные органы какого-либо субъекта Российской Федерации официально примут решение, что все машины, выполняющие услуги такси, должны быть зеленого цвета, то так и должно будет быть. По нашему мнению, это неправильно, ведь подавляющее большинство таксистов работают на своих личных автомобилях и ставить их работу под условие изменения цвета принадлежащих им автомобилей абсурдно;
- легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
- легковое такси должно быть оборудовано таксометром, в случае если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси;
- водитель легкового такси должен иметь водительский стаж не менее трех лет;
- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны: обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси; проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
В отношении оборудования легковых такси таксометрами в п. 9 Приложения к Письму ФНС России от 10 сентября 2012 г. N АС-4-2/14961@ "О направлении разъяснений" сказано, что в соответствии с абз. 7 п. 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, под таксометром понимается оборудование, предназначенное для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством.
Технические требования к электронным контрольно-кассовым машинам, встроенным в таксометры, для осуществления денежных расчетов с населением в сфере услуг на автомобильном транспорте утверждены решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (Протокол от 27 декабря 1995 г. N 9/25-95).
В настоящее время в Государственный реестр контрольно-кассовой техники включена соответствующая вышеуказанным техническим требованиям контрольно-кассовая техника, которая может использоваться при предоставлении услуг перевозки пассажиров легковым такси.

Порядок осуществления контроля регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и предпринимателями требований, предусмотренных п. п. 1.4 и 16 ст. 9 Закона N 69-ФЗ, а также правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси, определяется законом субъекта Российской Федерации (п. 18 ст. 9 Закона N 69-ФЗ).
Контроль за их соблюдением непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок согласно п. 20 ст. 9 Закона N 69-ФЗ является истечение одного года со дня:
- выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю первого разрешения;
- окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В п. 21 ст. 9 Закона N 69-ФЗ также перечислены конкретные случаи проведения внеплановой проверки.

Обратите внимание! В целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения, оптимизации транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть законом субъекта Российской Федерации, исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети, может устанавливаться максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории субъекта Российской Федерации.
Данное положение Закона N 69-ФЗ вступит в силу с 1 января 2015 г. При этом максимальное количество легковых такси, устанавливаемое законом субъекта Российской Федерации, не может быть менее количества действующих по состоянию на 1 июля 2014 г. разрешений.
В случае если количество поданных заявлений на выдачу разрешений будет превышать максимальное количество легковых такси, выдача разрешений будет осуществляться по результатам аукциона, проводимого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Организация, проведение и подведение итогов аукциона осуществляются уполномоченным органом.

Завершая статью, еще раз отметим, что Законом N 69-ФЗ были внесены изменения в КоАП РФ, который был дополнен ст. 11.14.1, вступившей в силу с 1 января 2012 г., в силу которой предусмотрена административная ответственность за:
- отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112;
- невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции, подтверждающей оплату пользования легковым такси;
- отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства.
Статья 12.3 КоАП РФ была дополнена ч. 2.1, устанавливающей ответственность за перевозку пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

 

Ещё на эту тему:

 

 Вернуться на Главную страницу