Как сняться, снять с регистрационного учета по месту жительства, выписать из квартиры, дома

Правила снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
1. Прежде всего, отметим особенности снятия с регистрационного учета по месту пребывания. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении срока пребывания, а в гостиницах, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытию.
Заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания от гражданина и составление адресного листка убытия по форме N 7 не требуется, за исключением случаев, когда зарегистрированные по месту пребывания граждане имеют намерение выбыть с места пребывания до истечения заявленного срока.
При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной письменной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление по почте или в форме электронного документа через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию этого гражданина по месту пребывания.
Необходимо отметить, что в некоторых случаях при отсутствии заявления гражданина органы ФМС могут отказать иным обратившимся заинтересованным лицам в снятии с регистрационного учета данного гражданина.
   Заявителю ФГУП "Механический завод" принадлежало на праве хозяйственного ведения (собственность РФ) недвижимое имущество "База отдыха". В состав базы отдыха входит рубленый дом. Заявителю стало известно, что в указанном доме временно зарегистрирован по месту пребывания В., что было связано с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовые отношения с В. были прекращены. Кроме того, В. имеет постоянное место жительства и регистрации. Рубленый дом изначально являлся нежилым помещением и не предназначался для проживания граждан. На базе отдыха жилых помещений не имеется, а в рубленом доме (дом сторожа) отсутствуют условия для постоянного или временного проживания.
При этом В. был зарегистрирован в этом помещении без согласия собственника. Начальник отдела, подписавший письмо с просьбой о регистрации В., также не обладал полномочиями на предоставление недвижимого имущества в пользование работникам предприятия.
Представитель ФМС пояснила, что отказ территориального отдела ФМС в снятии с регистрационного учета В. по месту пребывания является законным, т.к. для такой регистрации отсутствуют правовые основания. Решением ФМС заявителю ФГУП "МЗ" было отказано в снятии В. с регистрационного учета по месту временного пребывания в связи с отсутствием личного заявления В., а срок регистрации не истек.
На момент судебного разбирательства В. проживает по месту временной регистрации, досрочно с указанного адреса не выбыл, срок его временной регистрации не истек, оснований для снятия с регистрационного учета не имеется. Кроме того, решение об аннулировании регистрации по месту временного пребывания в связи с отсутствием заявления собственника о согласии на временное проживание в принадлежащее ему помещение органом ФМС не принималось.
Суд признал, что отказ ФМС в снятии с регистрационного учета основан на законе.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной письменной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания. Заявление подается в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина. Копия заявления и документов, послуживших основанием для его проживания, одновременно направляются в органы МВД для проведения соответствующей проверки. При аннулировании регистрации гражданина по месту пребывания сотрудник органа регистрационного учета заполняет на него адресный листок убытия по форме N 7, производит запись в верхнем правом углу "Аннулировано" и направляет его в подразделение адресно-справочной работы территориального органа.
Следует отметить, что регистрация может быть признана незаконной и аннулирована в судебном порядке. Аннулирование регистрации производится в различных случаях, а не только в ситуации, указанной выше.
   Б. как бывшая воспитанница детского дома была направлена для дальнейшего обучения в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище", которое предоставило ей место в общежитии, где она была зарегистрирована. После окончания ПТУ регистрация по месту пребывания была аннулирована без ее заявления и согласия, и после смены паспорта регистрацию не восстановили. Другого жилья у Б. не было. Как указывала суду Б., вина в отсутствии у нее жилья и регистрации по месту пребывания или по месту жительства лежит исключительно на органах государственной власти, которые не обеспечили ее жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Между тем судом было установлено, что места в общежитии предоставляются обучающимся только на период их обучения. При этом следует учитывать, что согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ снятие с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Однако в связи с достижением Б. на момент снятия ее с регистрационного учета возраста 18 лет согласования органов опеки и попечительства училищу не требовалось. Таким образом, законных оснований для дальнейшей регистрации Б. в общежитии училища не имелось.

При выписке из медицинских организаций граждан, зарегистрированных в них по месту пребывания, уполномоченное должностное лицо данного учреждения в 3-дневный срок со дня выписки граждан заполняет на них адресные листки убытия по форме N 7 в двух экземплярах и в установленном порядке направляет первый экземпляр адресного листка в подразделение адресно-справочной работы территориального органа, а второй экземпляр передает в соответствующий орган регистрационного учета.
2. Снятие с регистрационного учета по месту жительства также имеет ряд особенностей.
Когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Заявление оформляется в произвольной форме от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.
При снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания дополнительно представляется письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.
Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок. Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов.
Таким образом, для снятия с регистрационного учета гражданин представляет следующие документы:
1) заявление;
2) документы, удостоверяющие их личность.
Заявление гражданина является добровольным волеизъявлением лица, выражающее его желание сняться с регистрационного учета. При отсутствии заявления органы ФМС могут снять гражданина с регистрационного учета только по решению суда. Данное требование основано на том, что если у гражданина были законные основания для регистрации по месту жительства, то снятие с регистрационного учета без его заявления (т.е. личного желания) должно основываться также на законных основаниях. Законность оснований для регистрации по месту жительства гражданин подтверждал необходимыми документами (договор найма, аренды, ордер, свидетельство о браке, согласие иных собственников и т.п.). Законность оснований для снятия с регистрационного учета без участия гражданина должен установить суд.
При этом следует учитывать, что суд принимает решение, исходя из конкретных обстоятельств дела, и если в одном случае суд решит снять гражданина с регистрационного учета, то в другом случае может и отказать. Истцу необходимо понимать, что исковые требования по таким делам должны быть правильно сформулированы, от этого зависит конечный результат и исход дела. Прежде всего необходимо доказать, что лицо утратило законные права на пользование и проживание в данном жилом помещении и вследствие этого должен быть снят с регистрационного учета. Если лицо имеет все законные основания пользоваться и проживать в жилом помещении, то снять его принудительно с регистрационного учета нельзя. Кроме этого, законным основанием для снятия с регистрационного учета является непригодность жилого помещения для проживания (нежилое помещение), фиктивная регистрация, длительное отсутствие по месту проживания и т.д. Насколько весомы данные обстоятельства, определяет суд. Истцами по таким делам могут быть заинтересованные физические лица, юридические лица, органы ФМС, прокурор.
Основания возникновения жилищных прав предусмотрены ст. 10 ЖК РФ. Согласно указанной статье жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
установлен ряд случаев, когда органы ФМС снимают гражданина с регистрационного учета без его заявления. Так, снятие с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина производится в случае:
1) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;
2) осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;
3) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
4) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном порядке;
5) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;
6) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;
7) поступления заявления гражданина, находящегося за пределами РФ, заверенного в соответствующем российском загранучреждении в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации (поступившего почтовым отправлением из страны проживания).
Кроме того, если установлен факт фиктивной регистрации, снятие гражданина с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном ФМС России.
Если отсутствует заявление гражданина либо в случаях, указанных выше (снятие с учета без непосредственного участия гражданина), решение о снятии с регистрационного учета принимается судом.
Например, без свидетельства о смерти невозможно в досудебном порядке снять гражданина с регистрационного учета.
   Г. обратилась в суд с иском к паспортному столу г. Москвы о снятии с регистрационного учета М. В обоснование исковых требований Г. указала, что заключила договор безвозмездного пользования квартирой, но ввиду смерти М. на территории Республики Беларусь истец просила снять последнего с регистрационного учета.
В силу договора квартира была передана М. в бессрочное пользование для проживания и постоянной регистрации в квартире. Указанную квартиру запрещалось использовать по другому назначению. Следовательно, Г. в силу договора взяла на себя обязательство предоставить квартиру в бессрочное пользование М. для проживания и регистрации, а М. - использовать квартиру только для целей личного проживания, регистрации, а также осуществлять эксплуатацию и ремонт квартиры.
В соответствии со ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без его личного участия либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. При таких обстоятельствах обязательства, взятые на себя Г. по договору, прекратились в связи со смертью М.
Факт смерти М. был установлен судом исходя из сообщения прокурора. В связи с тем что М. скончался на территории другого государства (Республики Беларусь), сведений о месте нахождения родственников М. у истца не имеется, несмотря на попытки суда истребовать указанный документ не представилось возможным, а факт смерти М. доподлинно установлен судом, требования истца о снятии М. с регистрационного учета были удовлетворены.

3. Снятие с регистрационного учета в судебном порядке применяется и по другим основаниям. Напомним, что п. 4 ст. 31 ЖК РФ установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника не сохраняется, если иное не установлено дополнительным соглашением.
Если у бывшего члена семьи собственника отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.
При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Пунктом 15 Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного Кодекса Российской Федерации" определено, что при рассмотрении иска собственника жилого помещения к бывшему члену семьи о прекращении права пользования жилым помещением и выселении, суду в случае возражения ответчика против удовлетворения иска в целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения надлежит, исходя из положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, решить вопрос о возможности сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением на определенный срок независимо от предъявления им встречного иска об этом.
Принятие судом решения о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи на определенный срок допускается ч. 4 ст. 31 ЖК РФ при установлении следующих обстоятельств:
1) отсутствие у бывшего члена семьи собственника оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением (то есть у бывшего члена семьи собственника не имеется другого жилья в собственности, отсутствует право пользования другим жилым помещением по договору найма; бывший член семьи не является участником договора долевого участия в строительстве жилого дома, квартиры или иного гражданского правового договора на приобретение жилья и др.);
2) отсутствие у бывшего члена семьи собственника возможности обеспечить себя иным жилым помещением (купить квартиру, заключить договор найма жилого помещения и др.) по причине имущественного положения (отсутствует заработок, недостаточно средств) и других заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья, нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья, наличие нетрудоспособных иждивенцев, потеря работы, учеба и т.п.).
При определении продолжительности срока, на который за бывшим членом семьи собственника сохраняется право пользования жилым помещением, суду следует исходить из принципа разумности и справедливости и конкретных обстоятельств каждого дела, учитывая материальное положение бывшего члена семьи, возможность совместного проживания сторон в одном жилом помещении и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Необходимо отметить, что бывшими членами семьи собственника не могут быть его дети, братья и сестры, родители и т.д. Пунктом 4 ст. 31 ЖК РФ установлено, что право пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника не сохраняется в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения.
По смыслу ч. ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным.
Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу, а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Следовательно, бывшим членом семьи может быть супруг (супруга), но не несовершеннолетние братья и сестры.
В. обратился в суд с иском к отделу опеки и попечительства о признании прекратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета А.
Исковые требования мотивированы тем, что В. является собственником комнаты площадью 22 кв. м в коммунальной квартире, в которой зарегистрированы он и его брат, регистрация брата в данном помещении ограничивает его права собственника, т.к. он не может ею распорядиться по своему усмотрению. Младший брат со дня рождения был направлен в детский дом и в комнате не проживал.
Между тем комната была предоставлена их матери под временное проживание, В. и А. были вселены в данную комнату в качестве ее несовершеннолетних детей. В дальнейшем мать была лишена родительских прав в отношении сыновей и дети проживали в детских домах. После смерти матери В. приватизировал данное жилое помещение с согласия Департамента социальной защиты и отдела опеки и попечительства без включения в договор передачи несовершеннолетнего А.
В. стало известно, что брат усыновлен иностранными гражданами (гражданами Канады) и выехал за пределы РФ. На просьбу дать разрешение на снятие его с регистрационного учета отдел опеки и попечительства ответил отказом.

Следует учитывать, что ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранным лицом сохраняет гражданство РФ. Государство сохраняет правовую связь между усыновленными детьми и в случае возникновения неблагоприятных обстоятельств несовершеннолетний А. мог вернуться и проживать в жилом помещении, в котором зарегистрирован. В случае снятия его с регистрационного учета, по возвращении в Россию, он мог остаться без жилья.
Как показала в судебном заседании представитель отдела опеки и попечительства, несовершеннолетний А. после усыновления его иностранными гражданами имеет двойное гражданство и остается гражданином РФ. На территории РФ нового места жительства несовершеннолетний А. не приобрел, в связи с чем не может быть снят с регистрационного учета по имеющемуся месту жительства.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 143 СК РФ при отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также, если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
Таким образом, в случае отмены усыновления жилищные права ребенка бывшими усыновителями не восстанавливаются, ребенок снова передается на попечение органа опеки и попечительства. Несовершеннолетний А. остается гражданином РФ, имеет право в соответствии с действующим законодательством иметь на территории России жилое помещение для проживания, которое за ним сохраняется в силу положений действующего законодательства РФ. В связи с этим суд отказал в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего А.

4. Снятие гражданина с регистрационного учета вследствие незаконной регистрации. Регистрация является незаконной, если она была проведена с нарушением требований правил регистрации и действующих норм законодательства. Незаконность регистрации устанавливается судом по иску заинтересованных лиц (прокурора, органов ФМС, юридических и физических лиц). Регистрация может быть признана незаконной, если гражданин представил недействительные, подложные, не соответствующие действительности сведения или документы. Кроме того, регистрация признается незаконной в результате неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации. Указанные основания незаконности регистрации выясняются в ходе служебных проверок, проверок прокуратуры по соблюдению законности при исполнении должностными лицами требований
 Закона и др.
Так, при проведении проверки прокурором был установлен факт нарушения порядка регистрации по месту жительства А. должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования района, которые дали согласие на регистрацию
А. была зарегистрирована в нежилом помещении, которое представляло собой производственный животноводческий комплекс сельскохозяйственного предприятия, состоящий из производственных помещений (овчарни, тепляка для ягнят и дома для отдыха животноводов, предоставляемого в связи с исполнением трудовых обязанностей) и земельного участка (пастбища). Согласно данным ГУП "Техническая инвентаризация" указанное строение не является жилым помещением.
Несмотря на то что у А. не было иного жилья, суд признал данную регистрацию незаконной.

Однако следует также учитывать требования ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, согласно которой к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.
Кроме того, ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления им других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
Статьей 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, в которых разрешается регистрация. В то же время множество граждан не только РФ, но и СССР проживали в помещениях, которые в настоящее время признаются нежилыми помещениями. Поскольку регистрация граждан в тот период отвечала требованиям закона и была правомерна, то и в настоящее время она не может быть признана незаконной. Незаконной признается та регистрация, которая была совершена с нарушениями уже после введения ЖК РФ и других нормативных актов.
Так, ст. 4 ЖК РСФСР определялось, что находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Таким образом, законодательством, действующим в тот период, допускалось нахождение жилых помещений в других строениях, не относящихся в целом к жилым. Следовательно, регистрация в таких помещениях была законной, и применять к "старым" правоотношениям требования "новых" правил недопустимо.
Истец ОАО "РЖД" указывал, что регистрация по месту жительства Д. проводилась в нарушение норм жилищного законодательства в нежилое помещение и в нежилом объекте, с нарушением правил регистрационного учета. Однако суд в иске отказал и признал законной регистрацию по месту жительства.
Безусловно, здание вокзала не является жилым помещением и в нем не предусмотрены помещения, предназначенные для постоянного проживания граждан. Между тем в здании вокзала находилось служебное вспомогательное помещение, в котором проживала мать Д. Матери жилое помещение было предоставлено в связи с трудовыми отношениями, т.к. она работала на ж/д станции. Кроме того, в семье было двое маленьких детей. Данное помещение было предоставлено его матери на всех членов семьи, вселились они в него не самовольно.
Помещение, в котором проживала семья, по внешнему виду представляет собой квартиру: имеет отдельный вход с улицы, кухню, комнату, есть печка. О том, что Д. вселился в нежилое помещение не самовольно, свидетельствует и тот факт, что он, а также другие члены семьи, были зарегистрированы в указанном помещении.
В соответствии с Положением о паспортной системе в СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 г. N 677, действовавшим в период регистрации семьи Д. в данном помещении, граждане подлежали прописке по месту жительства. Поэтому суд сделал вывод о том, что семья Д. была вселена в спорное помещение и зарегистрирована в нем в установленном законом порядке.
Суд также пришел к выводу, что указанное помещение было предоставлено семье Д. как жилое, поэтому он не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения.
Подводя итог, можно сделать вывод, что законность или незаконность оснований для проживания устанавливается только судом. Следовательно, законность регистрации гражданина по месту проживания определяется исходя из учета всех существенных обстоятельств дела.

Особенности регистрации по месту жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой или полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает.
Если указанный гражданин меняет маршрут кочевий и выходит за границы муниципального района, в котором он зарегистрирован, он должен подать соответствующее заявление и документ, подтверждающий ведение кочевого и полукочевого образа жизни.
В том случае, если гражданин прекращает кочевой или полукочевой образ жизни, он встает на регистрационный учет по месту своего постоянного проживания.

_________________________________________________________

 

П. 31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713
(ред. от 24.12.2014)
"Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации":

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
б) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы или принудительным работам - на основании вступившего в законную силу приговора суда;
г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;
з) изменения гражданином маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;
и) прекращения гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;
к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

КАК ОФОРМИТЬ СНЯТИЕ С РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА?

Сняться с регистрационного учета по месту жительства можно двумя способами.

Примечание. Основания для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства предусмотрены ст. 7 Закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Одним из них является изменение места жительства.

Способ 1
1. Лично обратитесь к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов (например, при ЖЭУ, ТСЖ или ЖСК), по месту прежнего проживания и представьте:
- паспорт;
- заявление о снятии с регистрационного учета <*>. Заявление заполняет в произвольной форме лицо, достигшее 14-летнего возраста. От имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель (п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713; п. 135 Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288).
2. Получите и заполните адресный листок убытия.
3. Дождитесь возврата паспорта с отметкой о снятии с регистрационного учета.
В течение трех дней заявление, паспорт и листок убытия должны быть переданы в подразделение ФМС, которое, в свою очередь, также в трехдневный срок должно произвести снятие с регистрационного учета. После этого второй экземпляр листка убытия и паспорт с отметкой о снятии с учета будут возвращены вам обратно (п. 33 Правил N 713; п. п. 138 - 140 Административного регламента).
4. Встаньте на регистрационный учет по новому месту жительства в течение семи дней. Нарушение данного срока может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере 2000 - 3000 руб. (ст. 6 Закона N 5242-1; ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).
Способ 2
1. Лично обратитесь к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, по новому месту жительства и представьте:
- паспорт;
- заявление о регистрации по месту жительства, отрывным талоном к которому является заявление о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства (форма N 6);
- документ, подтверждающий право на проживание в жилом помещении (например, договор найма, аренды, свидетельство о праве собственности или заявление собственника, свидетельство о браке, свидетельство о рождении). Данный документ представлять не обязательно, если содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. Орган регистрационного учета самостоятельно запросит данный документ или выписку из соответствующего реестра;
- свидетельство о рождении несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (п. п. 16, 28 Правил N 713).
2. Получите и заполните адресный листок прибытия.
3. Дождитесь возврата паспорта с отметкой о регистрации по новому месту жительства и отметкой о снятии с регистрационного учета.
Лицо, ответственное за прием и передачу документов, в течение трех дней должно передать документы в подразделение ФМС, которое, в свою очередь, в течение трех дней произведет регистрацию по новому месту жительства.
Если сведения о документе, являющемся основанием для вселения в жилое помещение, запрашивались подразделением ФМС самостоятельно, то регистрация производится не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления и документа, удостоверяющего личность.
Отметку в паспорте о регистрации по новому месту жительства и одновременно о снятии с регистрационного учета ФМС производит в день поступления паспорта и документа, являющегося основанием для вселения в жилое п