Бухгалтерский учет.

Стратегия бухучета на 2017 г.

Право на упрощенное ведение бухучета имеют субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и участники проекта "Сколково" <1>. Но это правило не действует, в частности, в отношении <2>:
- организаций, чья бухотчетность подлежит обязательному аудиту (к примеру, акционерных обществ <3>);
- жилищных (жилищно-строительных) и кредитных кооперативов;
- микрофинансовых организаций;
- коллегий адвокатов и адвокатских бюро;
- юридических консультаций;
- НКО - иностранных агентов.
Для тех, кто может применять упрощенные методы бухучета и отчетности, но еще не применяет их, наступило время задуматься: будут ли они оптимизировать бухучет в 2017 г. Для этого в конце 2016 г. надо внести изменения в учетную политику для целей бухучета. Действовать они начнут с начала следующего года <4>.
Внедрение упрощенных способов не должно сказаться на качестве вашей бухотчетности <5>. То есть упрощение учета применяется в тех сферах или операциях, где нет существенности.
К примеру, малое предприятие производит дорогую мебель по индивидуальным заказам из ценных пород дерева. Эта деятельность предполагает наличие как складских остатков материалов, так и незавершенного производства. Причем позаказный метод учета предусматривает обособленное суммирование всех затрат, относящихся к производству конкретного изделия. Если упростить бухучет, исключив расчет себестоимости (в ходе избавления от учета остатков МПЗ), получится неверная картина о финансовом положении. В таком случае стоимость сырья, материалов и прочие затраты будут учитываться до того, как будет признана выручка от реализации.
К тому же это усложнит управленческий учет. Бухучет уже не поможет в деле обоснования ценообразования, а также определения рентабельности выпускаемой продукции и выполняемых работ. Так что подобное упрощение бухучета вряд ли устроит как руководителя, так и пользователей отчетности.
Также нужно учитывать связь бухгалтерского и налогового учета. Если организация платит налог на прибыль, то некоторые упрощения могут ей не подойти. К примеру, единовременное признание в бухучетных расходах стоимости приобретенных материалов лишь отдалит бухгалтерский учет от "прибыльного".
А вот тем, кто применяет упрощенную систему, имеет смысл по максимуму воспользоваться допустимыми бухучетными упрощениями. Это позволит сблизить бухгалтерский учет с налоговым.
Мы рассмотрим основные методы упрощения бухучета. В том числе и те, которые появились в середине 2016 г. <6>. А вы сами решайте, что вашей организации подходит, а что - нет.
--------------------------------
<1> Пункты 1 - 3 ч. 4 ст. 6 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ).
<2> Часть 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
<3> Пункт 5 ст. 67.1 ГК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ.
<4> Часть 7 ст. 8 Закона N 402-ФЗ.
<5> Часть 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ.
<6> Приказ Минфина России от 16.05.2016 N 64н.

Отказ от двойной записи при простой системе

Отказ от двойной записи - это экстремальный способ упрощения бухучета. Самое главное преимущество простой системы - это возможность вести бухучет вообще без использования программы. В то же время двойная запись - это определенная гарантия правильности учета. Расхождения общих оборотов по дебету и кредиту всех применяемых счетов говорят об ошибке, к примеру не учтены какой-либо актив, обязательство или задолженность.
При простой системе бухучета проводок вообще не будет. А значит:
- снижаются возможности для самопроверки;
- сложнее будет составить бухгалтерский баланс - для этого потребуется полная инвентаризация активов и обязательств.
Именно поэтому отказаться от двойной записи могут только микропредприятия и некоммерческие организации, имеющие право на применение упрощенных способов бухучета <9>.

Для справки
Микропредприятия - это малые предприятия, у которых:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превысила 15 человек <7>;
- доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (считается по налоговым правилам) составил не более 120 млн руб. <8>.

--------------------------------
<7> Подпункт "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
<8> Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265.
<9> Пункт 6.1 ПБУ 1/2008.

Двойная запись, но простая форма учета

Другой вариант упрощения бухучета - использование простой формы бухучета, которая предполагает отказ от различных регистров учета имущества (журналов, ордеров и др.). Все операции можно регистрировать только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1 <10>. Эта форма предполагает внесение записей по дебету и кредиту определенных видов активов, пассивов, обязательств и финансовых результатов. То есть простая форма бухгалтерского учета основана на двойной записи <11>.
Наряду с книгой по форме К-1 малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме N В-8 <12>.
По простой форме вести бухучет также могут микропредприятия и некоммерческие организации, имеющие право на применение упрощенных способов учета. И рекомендован он тем, кто <13>:
- не производит продукцию, не выполняет работы с большими затратами материальных ресурсов;
- совершает незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц).
--------------------------------
<10> Приложение 1 к Типовым рекомендациям, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н (далее - Типовые рекомендации).
<11> Пункт 22 Типовых рекомендаций.
<12> Приложение 10 к Типовым рекомендациям.
<13> Пункты 21, 22 Типовых рекомендаций.

Упрощенная форма бухучета

Упрощенный бухучет рекомендован малым предприятиям, у которых <14>:
- простой технологический процесс производства продукции, выполнения работ или оказания услуг;
- незначительное количество хозяйственных операций (по мнению Минфина - не более ста операций в месяц).
Заключается она прежде всего в использовании сокращенного плана счетов и в упрощенном отражении операций на счетах бухучета. Прежде чем решиться на ее применение, надо выяснить возможности настройки компьютерной программы (если она применяется для ведения бухучета). Возможно, придется перенастраивать проводки, формируемые при создании первичных документов.

Понятно, что сокращать рабочий план счетов можно и частично. Так, к примеру, если вам нужна раздельная информация о товарах и о собственной готовой продукции, можно не отказываться от использования счета 43 "Готовая продукция". Если у вас активно выдаются деньги под отчет, то имеет смысл сохранить использование счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Рабочий план счетов бухучета должен быть утвержден в учетной политике <16>. Часто его делают отдельным приложением к ней. В связи с чем при изменении рабочего плана счетов достаточно обновить это приложение, утвердив его изменение приказом директора.

Но это еще не все. Надо разобраться с остатками на счетах, которые вы более не используете. Их надо списать на счета-заменители по состоянию на 01.01.2017. К примеру, если вы решили с 2017 г. отказаться от счета 43 "Готовая продукция", то его дебетовое сальдо надо перенести на счет 41 "Товары". Перенести остатки счетов, которые больше не будут использоваться, можно:
(или) сделав проводки на 01.01.2017;
(или) сформировав на эту дату новые входные остатки по тем счетам, которые будут применяться. Во многих бухгалтерских программах для этого придется заводить новое предприятие, так что такой способ не всех устроит.
Оформите бухгалтерской справкой перенос остатков по счетам, которые не будут использоваться с 2017 г.
--------------------------------
<14> Пункт 8 Типовых рекомендаций.
<15> Пункт 3 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016; п. 6 ПБУ 1/2008; разд. 2, 3 Типовых рекомендаций.
<16> Пункт 4 ПБУ 1/2008.

Упрощенная бухотчетность

Сокращение используемых в бухучете счетов автоматически повлечет за собой изменение в детализации представления итоговых данных. В том числе и тех, которые требуются для составления бухотчетности. Эти данные будут менее детализированы. А значит, их будет недостаточно для полноценного заполнения бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним <17>.
Поэтому следующий логичный шаг - использование упрощенных форм бухгалтерской отчетности и отказ от формирования отчета о движении денежных средств <18>.
Правда, даже упрощенная форма отчета о финансовых результатах предполагает указание достаточно детальных данных, в том числе:
- отдельно - о выручке (строка 2110 отчета) и отдельно - о прочих доходах;
- также обособленно - о расходах по обычной деятельности и о прочих расходах (строка 2350);
- о процентах к уплате (строка 2330 отчета).
Причем порядок заполнения, к примеру, строки 2330 "Проценты к уплате" упрощенного отчета о финансовых результатах ничем не отличается от порядка заполнения такой строки в полноценном отчете <19>. А значит, для правильного ее заполнения нужно определить годовой кредитовый оборот по счету 66 "Краткосрочные кредиты и займы" в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы". Второй вариант - сразу открыть отдельный субсчет к счету 91 или 99 для учета расходов в виде процентов по займам.
Учтите, что отчитываться по упрощенным формам можно, даже если никаких других упрощений в бухучете вы не применяете (хотя и имеете на это право). Если вы решитесь отчитываться именно по ним, это также надо закрепить в учетной политике.

* * *

Пояснения к отчетности малое предприятие может оформить в виде отдельного приложения. В нем должна отражаться информация, полезная для пользователя отчетности и помогающая понять ее <20>. Целесообразно раскрыть в том числе и положения учетной политики, необходимые для понимания порядка формирования показателей отчетности <21>. В частности, применяет ли организация упрощенные способы бухучета и если применяет, то какие именно.
--------------------------------
<17> Приложения N N 1, 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
<18> Приложение N 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н; п. 2 ПБУ 23/2011.
<19> Утвержден Приложением N 1 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
<20> Пункт 39 ПБУ 4/99; Информация Минфина России N ПЗ-10/2012; Приложение к Письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01.
<21> Информация Минфина России от 26.04.2013 "Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства".

Л.А.Елина
Экономист-бухгалтер